1999 / Мурашко О.А. Опыт развития со-управления: особо охраняемая территория традиционного природопользования «Тхсаном»

Ольга Мурашко, координатор национальной группы IWGIA в Москве. 

Статья опубликована в альманахе Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации «Мир коренных народов. Живая Арктика» №1, 1999 г., с. 28-31 /

История возникновения

История возникновения идеи организации территории традиционного природопользования со статусом особо охраняемой природной территории подробно изложена в 1-2 номере «Живой Арктики» за 1998 г. Почему для территорий традиционного природопользования нужен статус особо охраняемых природных территорий? Современный процесс хищнической эксплуатации природных ресурсов на Севера, в Сибири и на Дальнем Востоке ставит под угрозу экологическую и национальную безопасность страны. Некоторые федеральные ведомства заинтересованы в бесконтрольном использовании минеральных ресурсов. Именно поэтому процесс принятия федерального законодательства по правам коренных народов Севера на традиционные территории и природные ресурсы тормозится до сих пор, несмотря на международные и конституционные обязательства государства (подписание международных Конвенций и статьи 69 и 72 «м» Конституции РФ). Все меньше земель и акваторий остаются пригодными для традиционного природопользования и жизни человека вообще. Региональным властям, отстаивающим собственный экологически сбалансированный путь долговременного, устойчивого развития своих регионов, становится все сложнее сопротивляться давлению федеральных ведомств, политика которых откровенно направлена на получение быстрой и максимальной прибыли за счет добычи минеральных ресурсов в ущерб сохранению окружающей среды. В то же время региональные власти оказываются объектами критики со стороны коренных народов, так как в одиночку они не могут справиться с реализацией программ развития коренных народов, продекларированных государством, но давно не финансируемых. Хотя именно коренные народы, экологические организации и региональные власти должны стать естественными союзниками, если их цели – защита окружающей среды, долговременные программы устойчивого развития регионов – совпадают.

К сожалению, опыт последних лет показал, что государственная политика отвода территорий традиционного природопользования коренным народам в виде «родовых угодий», «крестьянских хозяйств» и создание «национальных предприятий», практиковавшаяся в некоторых регионах с начала девяностых годов, не смогла гарантировать коренным жителям ни сохранения прав на отведенные территории, ни уровень развития хозяйства, обеспечивающий хотя бы прожиточный минимум. «Родовые угодья» и «крестьянские хозяйства» разорялись. Приходила в упадок без финансирования вся социальная инфраструктура поселков коренного населения. Из-за нищеты населения охотугодья, оленьи пастбища, рыболовные участки по грабительским соглашениям за минимальные материальные обещания переходили к новым владельцам. В одних местах это были крупные нефте- и газодобывающие компании, в других – различные АО по добыче и переработке ресурсов недр или возобновляемых природных ресурсов – леса, рыбы и т.д. У оленьих стад и пастбищ появились новые хозяева, прибыль которых направлялась не на развитие традиционного хозяйства и поселков коренных жителей, а на совершенно неизвестные коренным народам коммерческие нужды. Попытка коммерциализации традиционного хозяйства и создание «национальных предприятий» также претерпела неудачу. У членов «национальных предприятий» не было стартового капитала, возможности приобрести необходимое оборудование, найти рынки сбыта продукции. В процессе приватизации национальные села – отделения совхозов и колхозов – были ограблены. Государство не смогло дать обещанных стартовых средств, и большинство «национальных предприятий» быстро попало в зависимость от коммерческих структур, а затем фактически перешло в их руки или перестало существовать. Это произошло потому, что все виды традиционных ресурсов, на короткое время оказавшиеся во владении коренных жителей, не были защищены федеральным законодательством и в условиях рынка обречены переходить из рук в руки. Из всего вышесказанного становится очевидным, что для тех представителей коренных народов, основным источником существования которых являются традиционные природные ресурсы, главной задачей становится сохранение окружающей их природы и получение преимущественного права на использование традиционных природных ресурсов. То есть речь идет о со-управлении в области использования, контроля и охраны природных ресурсов исконных мест обитания коренных народов. В существующем российском законодательстве есть уже возможности, чтобы узаконить это право. Речь идет о природоохранном российском федеральном и региональном законодательстве, где упоминаются права коренных народов. Почему же с помощью этих законов пока не удается достичь искомого результата? С нашей точки зрения, это происходит потому, что, во-первых, этот искомый результат нужно конкретизировать, во-вторых разработать подходящий для его реализации механизм. Один из возможных способов конкретизации и реализации прав коренных народов на использование, контроль и охрану природных ресурсов территорий своего традиционного расселения и хозяйственной деятельности — создание этно-экологического рефугиума (убежища), или другими словами, особо охраняемой природной зоны с режимом традиционного природопользования. Это и способ оградить от промышленного и коммерческого вторжения часть территорий и природных ресурсов, где проживают и ведут хозяйственную деятельность коренные народы Севера, и законный способ для коренных народов, занятых традиционными видами деятельности, целенаправленно привлечь зарубежные инвестиции для своего экономического и социального развития.

Предыстория территории традиционного природопользования «Тхсаном»

Мы хотим поделиться опытом создания территории традиционного природопользования с особых природоохранным режимом в Корякском автономном округе. Проект создания был инициирован Советом возрождения ительменов «Тхсаном» совместно с представителем Международной рабочей группы по делам коренного населения (IWGIA), автором настоящей статьи в 1997 и 1998 годах. Ительмены — рыболовы, охотники на морских млекопитающих и сухопутных животных, собиратели. Для них, как и для других коренных народов, права человека на сохранение традиционного образа жизни, своей культуры и языка тесно связаны с проблемами сохранения среды обитания и свободного использования традиционных природных ресурсов. Сейчас ительменов всего около 1250 человек, и они довольно компактно проживают на северо-западе Камчатки. Около трети их них проживает в селе Ковран, куда они после 1956 г. были насильственно переселены из пяти поселков, располагавшихся по устьям рек, на протяжении около 200 км. вдоль побережья Охотского моря. Остальные ительмены живут в смешанных поселках вместе с коряками, тоже коренными жителями Камчатки, и приезжим русским населением. До прихода русских в 1697 г. на Камчатке проживало около 15000 ительменов в 122 поселках, располагавшихся на 30 речках. В это время численность населения каждого поселка была экологически сбалансированной. На одной реке западного побережья Камчатки жило в среднем около 100 — 150 человек. В годы советской власти коренное население претерпело период переселения. В последнее десятилетие биоресурсы Камчатки подвергаются хищническому разграблению со стороны рыбопромышленных компаний. Сейчас у ительменов фактически осталась одна река Ковран, в которой из-за чрезмерной нагрузки на ее рыбные ресурсы, рыбы становится все меньше и меньше. Сами ительмены мечтают вернуться на места своих старых поселков, на родные маленькие речки, где они жили небольшими общинами, но не знают как это сделать. Пока же рыбные ресурсы этих речек эксплуатируются приезжими браконьерами. Поэтому понадобилось найти способ защиты прав ительменов на традиционные природные ресурсы. Организация особо охраняемой территории традиционного природопользования ставит своей целью сохранение исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных народов Севера в современных условиях, гарантированные статьей 72 «м» Конституции РФ. Для этого нужно найти путь к соглашению всех заинтересованных сторон — федеральных, региональных властей и самих коренных жителей. А также найти средства для социального и экономического развития территории на уровне современных стандартов жизни. На первоначальном этапе проекта специалистом-этнографом из МГУ при поддержке фонда Макартуров были проведены исследования по реконструкции традиционного расселения и хозяйственной деятельности коренного и старожильческого населения юга Тигильского района. Специалистами Камчатского Института экологии и природопользования ДВО РАН при поддержке АОЗТ «Иянин Кутх» и общества «Охраны природы Германии» были проведены исследования по ресурсному потенциалу. Биоресурсный потенциал данной территории позволяет восстановить и развивать все формы традиционного природопользования коренного населения без подрыва генофонда возобновляемых природных ресурсов. В настоящее время для организации жизнеобеспечения населения без подрыва биоресурсного потенциала традиционные виды хозяйственной природопользования должны быть дополнены новыми формами деятельности, включающими организацию охраны природы и контроля за рациональным использованием природных ресурсов, экологический, этнографический и спортивный туризм, переработку продукции традиционных промыслов, маркетинг продукции традиционных промыслов.

Общины коренного населения юга Тигильского района при участии специалистов разработали проекты развития конкретных общин, в которых, кроме планов развития традиционного хозяйства, содержались планы организации природоохранных служб коренного населения и планы по развитию экологического и этнографического туризма с участием коренного населения. Эти проекты нашли поддержку у координатора программ российского представительства Всемирного Фонда охраны природы (WWF) Виктора Никифорова. В начале ноября 1998 г. WWF организовал в Германии пресс-конференцию, посвященную организации территории традиционного природопользования «Тхсаном»; идея была поддержана с большим энтузиазмом. 2 декабря 1998 г. главой администрации КАО В.Т. Броневич было подписано Постановление об организации территории традиционного природопользования «Тхсаном» площадью 2 180 752 га на юге Тигильского района (см. в Приложении). С этого момента началась конкретная помощь WWF в развитии природоохранной деятельности коренного населения. Были выделены средства на закупку техники, транспорта (лодок, «Буранов», вездехода, автомобиля «Урал»), средств связи, строительных материалов для организации первого природоохранного поста на р. Утхолоке. Одновременно представители общин должны были получить подготовку и удостоверения общественных инспекторов по охране природы.

Нынешние проблемы «Тхсаном»

Техника уже закуплена, но пока в Ковран не доставлена. Существует и много других проблем, связанных с развитием территории «Тхсаном». Пока не разработаны проекты развития других общин на реках Ковран, Хайрюзово, Морошечная, Сопочная, Белоголовая. Нужно выяснить намерения коренного населения поселков Седанка и Тигиль, не включенных в территорию, но составляющих с ней одно историческое и географическое целое, и помочь им в вопросе присоединения к территории «Тхсаном». Существуют неотложные экологические и юридические проблемы. Например, на территории «Тхсаном» ранее была продана лицензия на добычу угля. А в прибрежном шельфе имеется перспективный участок для разработки нефтегазоносных месторождений, поставленный на тендер для разведки и разработки, что может создать угрозу традиционному рыболовству и охоте на морских млекопитающих. Необходимо разработать тактику действий общин в этих ситуациях. Но самой главной проблемой оказалось то, что у лидеров «Тхсанома» не было достаточного опыта в реализации достигнутого соглашения о со-управлении природными ресурсами. Как показал опыт этого года, самыми важными проблемами являются отсутствие навыков развития общинного местного территориального самоуправления, неумение лидеров «Тхсанома», с одной стороны, войти в рабочий контакт с местной администрацией, с другой — постоянно информировать коренное население о тех правах, которые они получили а закрепленной территории и о тех задачах, которые Совет «Тсханом» намерен осуществить. В результате отсутствия инициативы со стороны коренных жителей территории администрация продолжала жить по-старинке: смотреть сквозь пальцы на присутствие приезжих браконьеров на реке Утхолок, где строился природоохранный пост, и все рыбные лимиты отданы общинам коренных жителей. Администрация делала вид, что она ничего не знает о новом статусе территории, а лидеры коренных общин не понимали, что именно они должны требовать от администрации соблюдения статей «Положения о территории традиционного природопользования «Тхсаном», которое теперь является основным законом жизни на данной территории. Обсудим в сентябре 1999 г. итоги прошедших девяти месяцев, мы пришли к нескольким выводам.

  • Во-первых, и коренное, и приезжее население территории нуждается в информации, в разъяснительной работе. Для этого было решено создать информационный центр, который работал бы с населением и выпускал информационный бюллетень по правовым, экологическим и другим проблемам территории «Тхсаном». Эту программу согласился профинансировать WWF. Кроме того, WWF готов поддержать программу подготовки специалистов и сертификации общественных инспекторов по охране природы из числа коренного населения.
  • Во-вторых, коренным жителям надо увереннее пользоваться своими правами, и, в том числе, добиваться совершенствования «Положения» в отношении конкретизации условий работы на территории традиционного природопользования всех коммерческих предприятий, использующих традиционные ресурсы. Тогда у Союза общин «Тхсаном» появятся необходимые для развития собственной экономики средства.

Для всего этого Союзу общин необходимо создать такую систему самоуправления, при которой он сможет стать реальным партнером в осуществлении совместного с администрацией округа управления природными ресурсами территории традиционного природопользования «Тхсаном». Только сами коренные народы могут создать Совет представителей общин, который бы настойчиво продвигал свои инициативы в администрации округа, который не уставал бы требовать от местных властей соблюдения норм принятого «Положения». Найти спонсоров для финансирования инициатив коренных народов — реально. Но инициативы должны исходить от самих коренных народов, и ими самими реализовываться.

Журнал «Мир коренных народов — Живая Арктика», №1, 1999 г.:

Другие выпуски журнала «Мир коренных народов. Живая Арктика»:

Другие статьи Мурашко О.А.:


Ключевые слова: Тхсаном, ТТП, ительмены, Камчатка, Ковран, Тигильский, Утхолок, территория традиционного природопользования, Запороцкий, Броневич, Мурашко, WWF, ВВФ, информационный центр, бюллетень, ЭЭ ИЦ «Лач», Этно-экологический информационный центр «Лач», Иянин Кутх

 

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s